EastEast публикует главу из книги «The Majlis» фонда Caravane Earth — отрывок из статьи А. Х. Фицуильяма-Холла «Вводный обзор арабских книг и сельскохозяйственных альманахов по Филааха». В ней речь пойдет о традиционной арабской сельскохозяйственной практике, близкой к современным принципам устойчивого развития и охватывающей этические и эстетические аспекты взаимоотношений человека, растений и окружающей среды.
«Сельское хозяйство является основой цивилизации — из него проистекают все пропитание, а также все важнейшие блага и благословения, которые приносит цивилизация».
– Ибн ‘Абдун, трактат o Хисбе, ок. 1147 г., Севилья
Великие исламские города Ближнего Востока, Северной Африки и Испании... опирались на развитую аграрную систему, включавшую в себя обширную ирригацию и экспертное знание в области самых передовых сельскохозяйственных технологий своего времени. Мусульмане разводили лучших лошадей и овец, возделывали самые плодородные сады. Они знали, как бороться с насекомыми-вредителями, как правильно применять удобрения, были экспертами в области прививки деревьев и скрещивания растений для выведения новых сортов.
Поля, которые до прихода мусульман давали максимум один урожай в год, теперь могли давать по три и более... Сельскохозяйственное производство отвечало требованиям все более искушенного и космополитичного городского населения, снабжая города разнообразием продуктов, неведомых Северной Европе.
Новая агрокультурная модель, пришедшая вслед за исламом и установившаяся на большей части Ближнего Востока и Средиземноморья, по всей видимости, существенно отличалась от предшествующих ей римской, византийской, сасанидской и вестготской
Массовые потоки путешественников и культурный обмен способствовали распространению не только сельскохозяйственных культур, но и ноу-хау по их возделыванию