Пандур.Статьи

Портрет Шаха Шуджи из Могольской империи

Краткая история нимба в исламском искусстве

Автор неизвестен. Портрет падишаха Шаха Шуджи. Примерно 1650-е годы MS.5.2006 / Museum of Islamic Art, Doha
На фолио из альбома-муракка, хранящегося в музее исламского искусства в Дохе, столице Катара, изображен могольский падишах Шах Шуджа (1616–1660): профиль вроде тех, что можно увидеть на римских монетах, яркие цвета, красивое одеяние и тонкая полоска золотого свечения, окружающая голову. Как и другие базовые формы в изобразительном искусстве и архитектуре, нимб (от лат. nimbus — «облако») встречается в разных культурах. Он хорошо знаком европейцу по христианской иконографии, где чаще всего обозначает святость (в некоторых случаях его использовали, чтобы подчеркнуть высокое положение обладателя, например княжеский или королевский статус). Но можно обнаружить нимб и в исламском искусстве.

Как и любое обобщение, словосочетание «исламское искусство» проблематично, так как представители разных мусульманских культур почти всякий раз привносили в искусство что-то свое, локальное. Приведем лишь несколько примеров использования нимба в этой традиции. Ислам зародился в VII веке на территории Западной Аравии и достаточно быстро стал государственной религией Арабского халифата, образованного после смерти Мухаммеда. Во второй половине VII века арабы завоевали Сасанидскую державу (226–651), существовавшую на месте современных Ирака и Ирана, население которой в основном исповедовало зороастризм. Возникновение нового художественного языка невозможно из ниоткуда — мусульманское искусство, например, испытало на себе влияние сасанидской, эллинистической и христианской традиций. Именно арабо-мусульманское завоевание Ирана привнесло иные смыслы в старый контекст, что привело к возникновению нового, синтетического искусства.
Слева: Абул Хасан. Встреча падишаха Джахангира и иранского шахиншаха Аббаса I в образе двух повелителей мира. Примерно 1618 год; Справа: Бальчанд. Падишах Джахангир предпочитает суфийского шейха королям. Примерно 1615–1618 годы; F1945.9a, F1942.15a / The St. Petersburg Album / Freer Gallery of Art
Есть распространенная точка зрения, что мусульманство табуирует изображение людей и животных. Но это не совсем так. В Коране нет прямого запрета на изображение людей и животных (если они не являются идолами), хотя сам Коран никогда не иллюстрируется. Такое особое отношение ислама к художественному изображению историк искусства Олег Грабарь называл аниконизмом. Тем не менее в ряде мусульманских культур изображения людей и животных все равно встречаются, хотя человеческие лица на них закрыты завесой — вероятнее всего, сообразно упомянутому запрету.

Об истоках нимба как художественного элемента в исламской традиции высказывается множество предположений. По одной из версий, изначально он появился именно в персидском искусстве. С точки зрения некоторых исследователей, это произошло под влиянием не христианской традиции, а зороастрийской, инкорпорировавшейся в исламский визуальный язык при Сасанидах. Таким образом выражалась божественная благодать, фарр (перс., букв. «свечение»). Ее могли излучать как священные фигуры пророков и ангелов, так и земные правители, которые в духе христианской традиции считались избранниками божьими на земле. Эти представления нашли отражение и в могольской миниатюре, которая своим развитием обязана персидскому влиянию.

Наиболее распространенными формами нимба в исламском искусстве считаются, во-первых, «огненный нимб», а во-вторых, свечение вокруг головы. Огненный нимб выглядит как языки пламени и, что важно, может окружать всего героя. Часто он возникает, например, в сюжете Мираджа (Вознесения) пророка Мухаммеда.

В Могольской Индии нимбы впервые появились в произведениях искусства, созданных при дворе падишаха Акбара: именно тогда произошел расцвет могольской книжной культуры. Центром производства иллюминированных рукописей стали китабхане — библиотеки, в которых мастера работали над изготовлением манускриптов и хранили их. Только в библиотеке самого Акбара насчитывалось около 24 000 томов. Известны многие художники, творившие при дворе падишаха: иранцы, индийцы, выходцы из Центральной Азии. Сплавив художественные традиции многих народов, они создали неповторимый стиль могольской миниатюры, и портрета в частности.
Слева: Автор неизвестен. Портрет падишаха Аурангзеба. Примерно 1660-е годы MIA.2014.325 / Museum of Islamic Art, Doha; Справа: Бальчанд. Портрет падишаха Джахангира. Примерно 1620-е годы MS.771.2011.1 / Museum of Islamic Art, Doha
Первые изображения падишахов, окруженные золотым нимбом, появились именно при Акбаре, а ритуал поклонения императору назывался «даршан» (от санскр. «наблюдение святого или божества»). Таким образом распространялась идея о богоблагословенности правителя. Вскоре нимб стал элементом, также выделяющим и святых: он сочетался с привычным для мусульман понятием божественной благодати — «барака». Книжная могольская миниатюра — один из основных жанров художественного высказывания, где встречаются антропоморфные изображения и, соответственно, нимбы. Но ее сложно назвать в чистом виде мусульманской: Акбар создал синкретическую религию, вобравшую в себя основные положения ислама, индуизма, зороастризма и христианства, — дин-и иллахи («божественная вера»). Доктрина эта, правда, ненадолго пережила своего создателя: последующие падишахи были мусульманами и распространяли как ислам, так и мусульманское искусство по всей Могольской Индии.
Наследие Катар