Пандур.Статьи

Как быть красавицей в Иране

Полина Коротчикова — о декадентских идеалах каджарского искусства

Неизвестный мастер. Женщина у окна. Иран, XIX век Государственный музей Востока
В Государственном музее Востока в Москве проходила выставка «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров», посвященная художественному наследию Каджарской династии. Представители этого рода пришли к власти в Иране в конце XVIII века, и их правление характеризовалось одновременно интересом к европейским культурам и почитанием собственной истории. Мы попросили куратора Полину Коротчикову рассказать об одной из работ, представленных на выставке, — портрете красавицы, в котором отражены идеалы и чаяния иранцев той эпохи.
С приходом второго правителя династии Каджаров, Фатх Али-шаха, появился новый тип портретов красавиц. Образы, которые мы видим на них, — это представление об идеальной женщине того времени, причем чаще всего под идеалом подразумевались наложницы из шахского гарема. Женщины на этих картинках, с одной стороны, абсолютно идеализированы, с другой — реальны, поскольку их образы и желаемые качества соотносились со структурой иранского общества.

Подобные работы украшали комнаты в мужской половине дома. Сохранились разные по качеству картины — как портреты попроще, которые могли позволить себе люди среднего достатка, провинциальные губернаторы или помещики, так и очень дорогие. Работы пользовались большим спросом: модно было иметь хотя бы одну такую картину.

В тексте рассмотрим один из портретов неизвестного иранского мастера XIX века — «Женщина у окна».
КРАСОТА: КОСМЕТИКА И ТЕЛО
Косметика и благовония

В каджарском Иране часто использовался косметический набор хафтранг (название которого переводится как «семь цветов»). В него входило семь элементов: хна, басма, сурьма, румяна, благовония, имитация родинки и белила. Белила производили из перемолотых костей и животного жира. Искусственную родинку рисовали на теле или наклеивали, ее могли помещать куда угодно: куртуазный язык мушек, как в Европе, в Иране не использовали.

Благовоний, какие мы воображаем себе, говоря о Востоке, в Иране не было. Как и не была распространена идея, что пахнуть нужно хорошо. Мыло обычно использовали самое простое — делалось оно из бараньего жира, им же и пахло. Душистое мыло импортировали из Турции. Девушки впервые использовали его перед свадьбой, до этого им не полагалась такая роскошь и они пахли как все. Универсальным средством для ухода у женщин была розовая вода: ее брызгали на тело и протирали ею лицо. Розовая вода служила и тоником, и кремом, и духами. Кроме того, считалось, что она имеет антисептические свойства.

Лицо

Красавица обязательно должна была быть луноликой — с круглым лицом, с маленькими губками-бантиками. Идеальными бровями считались срастающиеся на переносице — и у мужчин, и у женщин. Если у девушки от природы таких бровей не было, их подкрашивали чернильным сурьмилом, которое давало синеватый оттенок. В моде были волосы и глаза цвета воронова крыла или индиго.
Татуировки

Руки и ноги, включая ступни и пальцы, покрывали хной. Это тоже считалось модным и для женщин, и для мужчин. Как и с бровями, можно говорить о наиболее распространенной в то время моде — на маскулинность. Игра в мужское-женское вообще характерна для местной культуры — эта особенность проявилась уже в период династии Сефевидов. Безусых юношей изображали рядом с красавицами так, что мужчины и женщины выглядели абсолютно одинаково. На груди и руках девушек могли быть и перманентные татуировки с мелкими рисунками.

Живот

Женщины среднего достатка следили за тем, чтобы все в доме шло своим чередом. На базар они не ходили, это делали мужчины. Детьми занималась кормилица, а богатым барышням даже сплетни приносили прямо домой. Таким образом, большинство женщин становились домашними матронами и по многим причинам довольно быстро набирали вес. Это стало частью эстетики — полнота никого не смущала.

Волосы

Депиляция — одна из процедур, которым посвящали время в бане. Первым делом удаляли волосы на теле, потом мылись, затем занимались окрашиванием. Нежелательные волосы не брили, а сжигали, для чего использовали достаточно ядовитый состав, включавший мышьяк или сульфид мышьяка. При неправильном нанесении средство болезненно обжигало кожу. А вот волосы над губой не трогали. Если они у женщины были — хорошо, если нет — тоже ничего страшного. В отличие от бровей, их не дорисовывали. Такое отношение тоже связано с особенностью восприятия красоты и внешности в каджарской культуре: мужчины и женщины могли выглядеть одинаково.

МОДА: ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ
Шапочка с розой

Женщины часто носили всевозможные шапочки, которые прикалывались к волосам и покрывали половину или две трети головы. К ним также могли крепиться живые цветы в соответствии с сезоном. Что касается обсуждаемой картины, непонятно, реалистичное ли это изображение или сделанное в соответствии с традицией показывать красивую женщину вместе с фруктом или цветком. На волосы могли наносить крахмал, так как он считался похожим на жемчуг.

Бусы под шапочкой — обязательный элемент в иранском ювелирном деле с XV века. Нитка жемчуга проходит под подбородком и крепится к самому головному убору или подвескам. У этой красавицы, кроме жемчуга, мы видим еще изумруды, шпинель (драгоценный камень красного цвета) и рубины.
Рубашки

Нижняя прозрачная блуза с разрезом до пупка называется пирохан. Верхняя кофточка — это нимтане. И мужчины, и женщины любили показывать манжеты нательных рубашек — отворачивали их намеренно, чтобы продемонстрировать нижнюю часть, особенно если на ней была вышивка. Путешественники начала XIX века пишут, что иранки не были похожи на представительниц других народов региона, которые старались спрятать себя в мешковатых одеждах. Наоборот, в Иране женщины носили обтягивающие вещи по фигуре. Речь, однако, идет о том, как они ходили в гареме, чтобы казаться привлекательными. Гарем они, как правило, не покидали. Но если появлялись на улице, то, как и другие мусульманки, только под покрывалом.

Поясной шарф

Такая шаль — еще один общий для мужчин и женщин модный аксессуар. При Каджарах в Иране наладили собственное производство изделий по образцу кашмирских шарфов из Индии — и очень им гордились. Изготавливались ткани из шерсти коз. Шали могли раскрашивать и делать из них одежду, например кофточки нимтане. В какой-то момент предприятия стали закрываться из-за конкуренции с заграничными, и шахи пытались спасать их адресно: требовали, чтобы придворные покупали и шили одежду только из иранских тканей.
Украшения
Ювелирные украшения девушек из гарема изготавливали из драгоценных и полудрагоценных камней, которые на тот момент хранились в шахской сокровищнице. Большой любовью пользовался жемчуг — его много добывали в Персидском заливе, — в применении этого материала себя не ограничивали. Вокруг трона Фатх Али-шаха 16 килограммов жемчуга висело кистями. Примерно на две трети шахская сокровищница состояла из индийских драгоценных камней, их Надир-шах захватил у моголов во время Индийского похода 1739 года. Он вывез все могольские богатства, просто разобрав изделия на части: камни отдельно, золото переплавил. Они и сейчас хранятся в сокровищнице Национального банка Ирана: что-то — в виде ювелирных украшений, а что-то — просто грудами. Ни Каджары, ни Пехлеви не успели превратить все обратно в ювелирные изделия: слишком много было материала.

Браслеты на предплечье, базубанды, также входили в обязательный набор украшений для обоих полов. У мужчин они могли закрывать полруки, женщины использовали чуть более изящные. Одним из самых характерных каждарских украшений были эмалированные серьги в форме куполообразных колокольчиков. Их могли носить в один, два или три ряда.
СТИЛЬ ЖИЗНИ: РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ИНТЕРЬЕР
Алкоголь

Графин и стакан в руках красавицы можно объяснить по-разному. Во-первых, алкоголь выступает как аналогия внутри поэтического ряда «женщина — опьянение — любовь». Подобное сравнение не было уникальным для культуры каджарского Ирана: оно пришло из сефевидского Ирана в XVI–XVII веках, а его примеры часто встречаются в искусстве. Каджары были внешней династией по отношению к Сефевидам и исторически не имели связи с Ираном. Стараясь позиционировать себя как древний род, они все время заглядывали в прошлое и заимствовали эстетику. Во-вторых, изображение графина и стакана связано с устройством традиционного дома. Он делился на бируни, официальную, «мужскую» зону, и «женскую» — андаруни, где собирались близкие люди. Портреты красавиц чаще всего украшали как раз «мужскую» половину дома и служили услаждению взгляда гостей. Если человек не мог позвать танцовщиц или музыкантш, то это был способ создания красивого пространства. Алкоголь также был атрибутом «мужского» мира: несмотря на запрет, персы все равно выпивали, но делали это тихо.

Кальян

Кальян, не представленный на картине, но составляющий важную часть быта иранцев той эпохи, одинаково много курили и мужчины, и женщины. Из-за его популярности даже пытались законодательно ограничить курение среди приближенных шаха: за кальяном могли просидеть и половину дня, и весь день, от этого страдало делопроизводство и работа двора. В доме людей среднего достатка за прибором следили специальные слуги: раскуривали, мыли, чистили и натирали. Свой кальян был чем-то вроде любимой сумочки. С ним могли отправиться в гости, но не женщины гарема, которые обычно никуда не выходили.
Развлечения

Изображенные на картинах красавицы могут выполнять акробатические номера и цирковые трюки: стоять на руках, жонглировать, делать кувырки. В реальности эти упражнения выглядели не так лихо, как мы можем себе представить: танцы в Каджаре были очень специфические. Европейские путешественники, которые их описывали, указывали, что девушки просто кружились. Подобные номера демонстрировали не жены шаха, а только наложницы, скорее всего рабыни. Все, что было связано с музыкой, танцами, алкогольными напитками, всегда выполняли девушки, находящиеся ниже всех в гареме по статусу. В гаремах также организовывали театры, где женщины ставили спектакли для себя. Но одним из главных развлечений для женщин — как тех, кто жил в гареме, так и всех остальных — была баня.
Элементы на ткани

Цветы на ткани отсылают к райским садам и классическим образам персидской поэзии. Например, к мотиву бульбульгуль (бульбуль — соловей, гуль — цветок, роза). В этом известном сюжете соловей влюбляется в розу и поет ей, но заносчивую розу не трогает любовная песнь соловья, которую она принимает как должное. Это и о любви, и о страсти, о Боге и рае, обо всем на свете.

Мебель

Подушки-валики назывались мутакка. Они служили одним из немногих предметов мебели — заменяли и спинку от дивана, и все прочие элементы обстановки. Традиционным было сидение на полу, на коврах и матрасах. Днем их сворачивали и убирали, вечером раскладывали. Во второй половине XIX века как дань моде появилась мебель европейская. На фотографиях мы часто видим, как люди сидят на ковре и едят на полу, а за ними стоят стол и стулья.
ОТНОШЕНИЯ

В гареме существовало почти отдельное государство: здесь жили жены шаха, его дети, дочери, внучки, дети его детей, а также наложницы и рабыни, люди, которые гарем обслуживали, и евнухи. Девочки жили до замужества, а мальчиков забирали в шесть-семь лет, чтобы приучать их к ведению государственных дел. Занять место при дворе и получить социальный статус могли все родившиеся в гареме. Правда, дети наложниц не могли претендовать на роль наследников престола, но при хорошем отношении шаха получали должности в армии и дипломатических посольствах. При гаремах жили и мальчики, они танцевали и оказывали сексуальные услуги гостям. Иногда их одевали в женскую одежду, что, возможно, также наложило отпечаток на представления о моде и красоте у Каджаров.

Дизайн Юли Семеновой

Узнать больше о выставке можно по ссылке
Наследие Иран